Экономика






Итоги социально-экономического развития города

Анализ социально-экономического развития города в 2005 году свидетельствует о позитивных изменениях, происходивших в основных сферах городской экономики, сохранении положительных тенденций экономического роста.
Важнейшей отраслью экономики города Самара является промышленность.
В 2005 году предприятиями города было произведено промышленной продукции на 152 млрд. рублей, это  на 26 млрд. рублей больше, чем  в 2004 году.  
(темп роста в действующих ценах – 121,5%, В расчете на душу населения объем промышленного производства составил  133 тыс. рублей.). 

Далее (диаграмма 1) предлагается анализ ситуации в промышленном комплексе города, который позволяет прогнозировать увеличение темпов промышленного производства. К 2008 году объем продукции должен составить 218 млрд.руб.

Диаграмма 1

Диаграмма1

Структура промышленного производства представлена на диаграмме 2. 

(обрабатывающие производства – 46,5%; 32,2% составляет добыча полезных ископаемых и 21,3% - производство и распределение электроэнергии, газа и воды. )

Диаграмма2

Отмечается рост объемов производства кокса и нефтепродуктов, металлургической продукции, текстильной и швейной продукции, мяса и мясопродуктов и других товаров.

Кроме того, как представлено на диаграмме 3, среди крупнейших муниципальных образований России по выпуску промышленной продукции Самара занимает лидирующие позиции.

Диаграмма 3

Диаграмма3

Позитивным моментом для промышленного комплекса Самары является включение в Федеральную адресную инвестиционную программу на 2006 год (в рамках "Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы") работ по реконструкции и техперевооружению ряда объектов ФГУП "ГНПРКЦ "ЦСКБ – Прогресс" общим объемом финансирования 165 млн. рублей.

Сохранению и наращиванию темпов роста промышленного производства и повышению конкурентоспособности выпускаемой продукции в 2006 и последующих годах  будут способствовать:

-создание благоприятных условий для привлечения российских и иностранных инвестиций;
-развитие инновационной научно-технической деятельности;
-дальнейшее развитие и углубление связей между промышленными предприятиями всех регионов.

 Одним из важнейших направлений развития экономики города является малое предпринимательство. Город Самара является центром активности малого бизнеса. По числу малых предприятий в расчете на  1000  жителей Самара  практически приблизилась к Москве и Санкт- Петербургу. (16 предприятий на 1000 жителей)

По состоянию на 1 января 2006 года в городе зарегистрировано порядка 18 тыс. предприятий малого бизнеса, что составляет более 60% от числа малых предприятий Самарской области.

За период с 2000-2005 гг. количество малых предприятий в городе увеличилось почти на 30%.

За последние годы коренным образом изменилась структура малого бизнеса (диаграмма 4) в сторону увеличения промышленных предприятий,  оказывающих услуги транспорта и связи, бытовые услуги населению, а также предприятий,  занимающихся операциями  с недвижимым имуществом.

                                                                                                                        Диаграмма 4

Диаграмма4

Общий объем производства товаров и оказанных услуг малыми предприятиями в 2005 году  составил 50 млрд. рублей (диаграмма 5), увеличившись за 7 лет в 7 раз. Ими выпускается 17% от общего объема произведенных товаров, работ и услуг. 

Развитие малого бизнеса играет важную роль в решении проблем занятости. В настоящее время в этой сфере работает порядка 130 тыс. человек, или 20% всех занятых в экономике жителей Самары.
                                                                                                                        Диаграмма 5

Диаграмма5

Доказательством стабильного развития экономики города является рост  финансовых  результатов работы предприятий и организаций города.  За последние годы прибыль предприятий возросла с 0,9 млрд. рублей в 1998 году  до 31,8 млрд. рублей в 2005 году или более, чем в 30 раз. Анализ сложившейся ситуации приведен на диаграмме 6

                                                                                                                        Диаграмма 6

Диаграмма6

Позитивные показатели развития экономики обеспечили поступление налоговых платежей во все уровни бюджетной системы на территории города в 2005 году в сумме более 69,2 млрд. рублей  

(Из них: 48,1 млрд. рублей поступило в федеральный бюджет, 17,4 млрд. рублей - в областной и  только 3,7 млрд. рублей - в бюджет города, что составляет 5,3% (в 2004 году – 13%).

 Распределение данных поступлений показано на диаграмме 7.

Диаграмма 7

Диаграмма7

По сравнению с 2000 годом поступление налоговых доходов на территории города возросло на 54,7 млрд. руб. или 4,8 раза. В 2008 году планируется собрать порядка 105,3 млрд. рублей.

Необходимо отметить, что общий объем налоговых поступлений в 2005 году на территории Самарской области, составил 110,8 млрд.рублей, из них на долю города Самара приходится около 63% (в 2004 году примерно 55%). 

За 2005 год в бюджет города поступило 8,2 млрд. руб.

Структура поступивших доходов в бюджет города характеризуется следующими данными:

-налоговые доходы (43,9%);
-неналоговые доходы (13,3%);
-безвозмездные перечисления от бюджетов других уровней (42,8%).

В 2005 году, в связи с внесением изменений в Бюджетный и Налоговый кодексы РФ, собственная доходная база бюджета города по сравнению с 2004 годом сократилась примерно на 30% и почти в 2 раза за предшествующие 5 лет. Это закрепило дотационость и зависимость бюджета города от бюджета субъекта Федерации. Изменение структуры доходов бюджета в течение 5 лет представлено на диаграмме 8 

                                                                                                                      Диаграмма  8

Диаграмма8

Бюджетная обеспеченность собственными доходами на душу населения составила 4136,3 рубля, что в 1,2 раза меньше по сравнению с 2004  годом, а бюджетная обеспеченность с учетом безвозмездных перечислений возросла на  26,6%. Город Самара по среднедушевой обеспеченности собственными доходами с 4-го места (2004г.) переместился на 3-ое место (2005г.) после таких городов как Тольятти и Новокуйбышевск.

Расходы бюджета города в 2005 году составили 8,5 млрд. рублей.

Как и в прошлые годы, бюджет города сохранил социальную направленность. Более 85% бюджетных средств было направлено на финансирование отраслей городского хозяйства и социальной сферы – транспорта, жилищно-коммунального хозяйства, образования, здравоохранения и физической культуры, социальной политики, культуры.

Значительная динамика роста наблюдается в финансировании расходов на социальную поддержку и защиту населения, мероприятий в областях здравоохранения и спорта. 

В условиях изменившегося налогового законодательства в сторону централизации налоговых доходов в вышестоящие бюджеты перед муниципальными органами стоит задача - обеспечить работу по наращиванию собственного налогового потенциала за счет усиления требований по собираемости налогов, создания условий для привлечения новых объектов производства и малого предпринимательства на территорию города. 

С 2005 г. земельный налог, имеющий статус местного, рассчитывается на основании кадастровой оценки земли. Имеется большой потенциал для роста доли данного налога в составе доходов бюджета, при условии проведения инвентаризации земель. Для увеличения поступлений земельного налога и полноценного оборота земельных участков предпочтительно стимулировать выкуп земли под приватизированными предприятиями. Данный вопрос неоднократно рассматривался на заседаниях Правительства РФ и в настоящее время Президентом РФ предложена выкупная цена на уровне 2,5% от кадастровой стоимости земли.

Важнейшим фактором экономического роста является привлечение дополнительных инвестиций. Анализ их источников и динамики инвестиционных процессов в городе дает основания говорить о росте инвестиционной привлекательности нашего города. Среднегодовой темп роста инвестиций в 2000-2005 годах составил  порядка 20%.  На диаграмме 9 представлена динамика объема инвестиций за счет всех источников финансирования 

(В 2005 году на развитие экономики и социальной сферы города за счет всех источников финансирования было направлено порядка 21 млрд. рублей. По сравнению с 2004 годом рост показателя составил 132,0%, по области – 102%, по РФ – 110,5%).

Диаграмма 9

Диаграмма9

Основным источником инвестирования оставались собственные средства предприятий и организаций – их доля в отчетном году составила 60% в общем объеме инвестиций, 40% приходилось  на кредитные ресурсы.  

(Наиболее весомые инвестиции в обновление производств произвели: ОАО "Авиакор - Авиационный завод", ОАО «Завод им. Тарасова», ОАО «Самарский металлургический завод», ОАО «Самаралакто» и другие.) 

Объем иностранных инвестиций в 2005 году по отношению к 2000 году, поступивших в экономику города, увеличился в 3,7 раза и составил 261 млн. долларов. Данная динамика отражена на диаграмме 10. Накопленный иностранный капитал в экономике города на конец 2005 года достиг 550 млн. долларов.  

Диаграмма 10

Диаграмма10

На территории города зарегистрировано более 250 предприятий с участием иностранного капитала, из которых 83 осуществляют активную хозяйственную деятельность (54% от общего количества совместных предприятий, работающих на территории Самарской области). Общая численность занятых на этих предприятиях составляет более 34 тыс. человек.

Наибольшее количество действующих предприятий функционирует в промышленности - 29 единиц (35% от общего числа предприятий), в том числе 15 предприятий – в машиностроении; в торговле и  общественном питании - 20 единиц (24%); в строительстве и на транспорте - по 8 единиц (9,6%).

К крупнейшим предприятиям с участием иностранного капитала относятся:  ОАО «Кондитерское объединение «Россия»,  ЗАО «Самарские канатные дороги», ЗАО "Паккард Электрик Системз", ЗАО «Самарская оптическая кабельная компания», ООО «Пепси Интернешенел Боттлерс (Самара)», Филиал ООО «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия» в Самаре, ОАО "Самарский металлургический завод" (американской компании Алкоа),  ООО «Комбинат керамических конструкций», ООО «ПСК «Самикс», ООО "Castorama – Rus", ООО «Ренессанс Самара Отель Лизинг».

На финансовый рынок Самары пришли новые иностранные кредитные учреждения, такие, как: "Райффайзенбанк Австрия" и "Сосьете Женераль" (Франция).

Лидерами по объемам инвестиций в экономику города и учредителями действующих совместных предприятий являются компании Великобритании, США,  ФРГ, Кипра, Казахстана и Белоруссии.

Администрацией города Самары постоянно оказывается содействие предприятиям в налаживании контактов с заинтересованными иностранными фирмами в вопросах создания иностранных проектов и производств. 

В 2005 году совместно с предприятиями было принято участие в 36-ти промышленных выставках и  форумах. В рамках развития зарубежного сотрудничества были организованы рабочие встречи  Главы города, главы администрации города с представителями зарубежных стран (Германией, Турцией, Францией, Великобританией, Нидерландов, Болгарией).

Данные мероприятия позволяют расширять рынки сбыта Самары, привлекать потенциальных инвесторов, как отечественных, так и зарубежных.

Таким образом, Самара является одним из ведущих центров деловой активности в стране, что свидетельствует о возрастающей инвестиционной привлекательности и способствует притоку инорегиональных и иностранных инвестиций на территорию города.   

Администрацией города проводится активная работа по привлечению  федеральных и областных финансовых ресурсов. В 2005 году на территории израсходовано более 3,5 млрд. средств всех уровней бюджета, это в 2 раза превышает уровень 2004 года. Наиболее крупные вложения были произведены в следующие объекты:

-                     областной онкоцентр – более 821 млн.рублей;
-                     метрополитен – 283 млн.рублей;
-                     спортивные сооружения - 216 млн.рублей;
-                     театры – 186 млн.рублей

 В 2006 году на развитие города предполагается направить из всех уровней бюджетов около 4 млрд.рублей. 

В настоящее время первоочередной задачей является формирование рынка доступного жилья. Решение этой задачи осуществимо  с помощью развития ипотечного кредитования и увеличения объемов строительства.

Самара - один из первых  городов, в котором активно и успешно развивается ипотечное кредитование и реализуются жилищные программы. Основным оператором на ипотечном рынке продолжает оставаться Самарский областной Фонд жилья и ипотеки. Однако различные программы с элементами ипотеки предлагает ряд инвестиционных компаний и банков. Активно включился в кредитование населения Сбербанк, открыл свое подразделение московский Городской ипотечный банк. Ставки по ипотечным кредитам в различных структурах дифференцированы от 10% до 19 % годовых. В 2005 году населению выдано ипотечных кредитов более чем на 1 млрд.рублей, что говорит о растущем благосостоянии населения.

Проводимые Правительством России реформы в области ипотечного кредитования должны привести к снижению процентных ставок по ипотечным кредитам к 2010 году до 7 %.  

Для решения жилищных проблем учителей, врачей, работников культуры, которые не в состоянии получить ипотечный кредит в финансовых организациях города из-за высоких ставок по кредиту и жестких условий по высокой заработной плате, создан Самарский городской Фонд жилья и ипотеки. Последний будет устанавливать льготные ставки для данной категории граждан. Учредителем Фонда жилья и ипотеки выступила администрация городского округа Самара.  

Проводимая политика в жилищном строительстве способствует ежегодному увеличению ввода жилья. До 2004 года ежегодный рост ввода жилья составлял примерно  7-8%. В 2005 году данный показатель составил уже 30%. Было введено в эксплуатацию более 360 тыс.кв.м. жилья. (Темп роста 128,6%, по области – 105,6%). К концу 2005 года жилищный фонд города составил 24 млн.кв.м. Средняя обеспеченность общей площадью на одного жителя составила 20,8 кв.м, что выше среднестатистической по России  (18 кв.м).

Динамика ввода жилья представлена на диаграмме11

Диаграмма 11

Диаграмма11

При сложившейся динамике к 2010 году ввод жилья должен достичь 1 млн.кв.м. , средняя обеспеченность на одного жителя должна достичь 24 кв.м.

Этому будет способствовать реализация Национального проекта «Доступное и комфортное жилье – гражданам России».

Крупнейшими проектами в этой сфере станут :

-          строительство жилищного комплекса  «Самарское заречье», (в рамках которого на левом берегу реки Самара до 2016 года планируется построить 6,3 млн.кв.м. жилья на территории площадью 1718 га);

-          строительство жилого района Волгарь на площадке площадью 118,75 га, (с вводом до 2010 года 778,9 кв.м. жилья);

-          комплексная застройка земельного участка в границах улиц Дыбенко, Гастелло, Карбышева с вводом до 2015 года (162,6 тыс.кв.м. жилья);

Кроме того, за счет областных средств ведется строительство общежития для молодых ученых и преподавателей "Самарского государственного аэрокосмического университета им. Королева"; за счет муниципальных средств ведется проектирование общежития по адресу Ново-Вокзальный тупик для нужд муниципалитета.

Кроме того, на сегодня 208 жилых домов находятся в стадии строительства, а это более 1,5 млн.кв.м. жилья в ближайшие годы.

За последнее время в рамках существующих программ переселено из ветхого фонда и обеспечено благоустроенным жильем 335 семей снесено более 33 тыс.кв.м. ветхого жилья. Предоставлено 108 квартир семьям врачей, учителей, работников культуры и иных бюджетных учреждений за счет муниципального бюджета, а за счет бюджетов всех уровней на территории города предоставлено 252 квартиры данным категориям граждан. До 2010 года более 4 тысяч семей получат возможность улучшить свои жилищные условия с использованием ипотечных кредитов.  

Важным фактором экономического роста экономики в 2005 году стало интенсивное развитие потребительского рынка. Этому способствовали рост денежных доходов населения  и  развитие  потребительского кредитования.

В 2005 году  оборот розничной торговли  достиг 96,0 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2004 годом в физическом объеме на 20,2%.  

(по области – на 13,6%, по РФ – на 12%)  

Это самый высокий темп роста данного показателя за последние 10 лет.

В  настоящее время на территории  города действует  около 4,4 тысяч объектов розничной торговли общей площадью в 1,1 млн.кв.м., среди них  56 современных  торговых центров. 

Успешно развивается сеть крупных российских и иностранных операторов («Рамстор», «Патерсон», «Метро кэш энд кэрри», «Касторама-Рус»  и др.), что способствует созданию на территории города мощной конкуренции  и расширению ассортимента предлагаемых товаров  и,  как следствие, снижению цен для населения.

Высока обеспеченность населения торговыми площадями.  При нормативе 280 кв.м. на 1000 жителей на 01.01.2006г. она составляла 542 кв.м. или 194% по отношению к нормативу.

Динамично развивается сеть предприятий общественного питания: ресторанов, в том числе с национальной кухней, баров и кофеин, предприятий быстрого питания населения и других. В 2005 году их оборот достиг 5 млрд. рублей.

Всего в 2005 году было открыто 78 кафе, ресторанов и других предприятий общественного питания  на 3,1 тыс. посадочных мест.

Всего сеть предприятий общественного питания на начало 2006 года насчитывала около 1000 предприятий на 69 тысяч посадочных мест. 

Следует отметить активное развитие сферы услуг. В 2005 году объем оказанных услуг составил 34 млрд. рублей.

Среди городов ПФО по данному показателю  г. Самара сохраняет 3 место, опережая крупнейшие города России: Казань, Нижний Новгород, Пермь, Саратов и другие.

В расчете на душу населения объем платных услуг составил около 29 тыс. рублей.
На диаграмме 12 представлены темпы роста объема платных услуг по видам.

Диаграмма 12

Диаграмма12

Необходимо  отметить значительный  по сравнению с прошлым годом рост объема услуг образования, здравоохранения и культуры и особенно физической культуры и спорта, объем которых за последние 5 лет  увеличился более чем в 5,5 раза, в том числе за 2005 год – на 68%. Заметно активизировалась сфера бытового обслуживания населения. За 2005 год в городе было открыто 179 новых объектов.   

В настоящее время в Самаре  ряд предприятий бытового обслуживания оказывают  услуги на европейском уровне (предприятия химчистки ООО «МСБ-сервис» – центр услуг «Терем», сеть фото-салонов «Кодак-экспресс», «Коника» и «Дядя Федор», фирменные центры по обслуживанию и мойке автомобилей «Юкос», «Лукойл»).  

Основные преобразования  в сфере потребительского рынка и в последующие годы будут направлены на усиление позиций организованного рынка: строительство и размещение на территории  города крупных торгово-развлекательных и торгово-офисных центров и комплексов; окончательная ликвидация «палаточной» и  «лоточной» торговли; развитие сети предприятий быстрого питания,  предприятий бытового обслуживания с учетом их ценовой и территориальной доступности для всех групп населения; внедрение во всех предприятиях розничной торговли прогрессивных форм и методов обслуживания, соответствующих международному уровню (компьютерные кассы, системы штрихового кодирование товаров, система расчетов пластиковыми картами и др.), обеспечение эффективности мер по защите прав потребителей; осуществление контроля за соблюдением правил торговли.  

Продолжается  снижение  темпов   инфляции на потребительском рынке. Темп прироста потребительских  цен с 1991 года был минимальным и составил 11,4%.  Динамика темпов инфляции за ряд лет представлена на диаграмме 13.

Диаграмма 13

Диаграмма13

Основной причиной инфляционных процессов как по городу Самара, так и в целом по России является удорожание энергоресурсов и топлива, которые являются обязательной составляющей в себестоимости всех видов товаров и услуг 

Темпы инфляции в Самаре ниже, чем в таких городах, как: Екатеринбург и Нижний Новгород (11,9%), Ростов–на -Дону (12,9%) и Волгоград (14,7%), что показано на диаграмме 14.

Диаграмма 14

Диаграмма14

Снижению роста цен на продовольственные товары способствовала проводимая   администрацией города работа по обеспечению населения города  сельскохозяйственной продукцией: открытие в городе специализированных магазинов от районов  области по реализации сельскохозяйственной продукции, организация сезонных ярмарок.  В 2005 году было заключено 78 соглашений с хозяйствами области по поставке продовольственных товаров в торговую сеть города. За год по  ним было поставлено около 93 тыс. тонн продовольственных товаров.

Наш город традиционно сохраняет высокие позиции по основным показателям уровня жизни населения. В 2005 году среднемесячная заработная плата  занятых на крупных и средних предприятиях города составила 9118 рублей, это выше, чем по области (8437 рублей)  и в целом по России (8530 рублей). По сравнению с  прошлым годом она возросла на 33,3%.  (по области – на 23,2%, по РФ – на 23,6%)

В реальном исчислении заработная плата увеличилась на 18%, что значительно выше, чем  по области (8,2%) и по России (9,7%).

 По величине заработной платы город Самара опережает такие крупные города  Российской Федерации, как Нижний Новгород, Казань, Челябинск, Омск и др. Диаграмма 15.

Диаграмма  15

Диаграама15

Наиболее высокий уровень заработной платы  (от 15 до 22 тыс. рублей) отмечен на предприятиях, занимающихся: добычей полезных ископаемых; производством и распределением электроэнергии, газа и воды, финансовой деятельностью.  

Несмотря на сохранение низкооплачиваемых категорий, таких как: работники здравоохранения, образования и др.,  администрация города принимает меры по осуществлению доплат, благодаря чему в настоящее время  средняя заработная плата в указанных структурах, финансируемых из бюджета городского округа Самара, в 1,6 раза выше, чем аналогичные показатели по России. Данная ситуация отражена на диаграмме 16.

Диаграмма 16

Диаграмма16

Далее дается оценка демографической ситуации в городе.

За 2005 год в городе родилось 10,8 тыс. человек. Динамика рождаемости представлена на диаграмме 17. Самара по тенденции улучшения процессов естественного воспроизводства относится к числу наиболее благополучных территорий Самарской области.

Диаграмма 17

Диаграмма17

Закреплению положительной динамики  демографических показателей в перспективе будет способствовать реализация на территории города  основных направлений национального проекта в области здравоохранения: дополнительная диспансеризация работающего населения, выдача родовых сертификатов, пропаганда здорового образа жизни. 

Положительные тенденции в развитии экономики способствовали улучшению ситуации на рынке труда.  Численность занятых в экономике города в 2005 году составила 603,4 тыс. человек или 99,3% от экономически активного населения (607,9 тыс. человек).. Уровень безработицы относительно численности экономически активного населения составил 0,64%, что значительно ниже областного значения  (1,7 %) и значения по РФ  (2,3%) диаграмма 18

Диаграмма 18

Диаграмма18

На конец 2005 года численность официально зарегистрированных безработных составляла 3,9 тыс. человек, при наличии 5,3 тысяч единиц вакансий, находящихся в базе данных Центра занятости. Диспропорции между спросом и предложение рабочей силы сохраняются, ввиду того, что по-прежнему наиболее востребован мужской труд (55%), в то время как безработных женщин в 3 раза больше, чем безработных мужчин. Доминирующее положение занимают вакансии неквалифицированных работ, в структуре безработных  ~60% составляют лица с высшим и средним профессиональным образованием. 

Далее рассмотрены некоторые показатели развития городского хозяйства.

Пассажирский транспортный комплекс города представлен 211 автомобильными маршрутами (5 лет назад их было 93): 93 маршрута муниципального транспорта и 118 коммерческого (газели). Кроме того, 22 трамвайных маршрутов, 17 троллейбусных, 8 станций метрополитена.

Принятые меры по укреплению материальной базы городского общественного транспорта, ремонт и приобретение подвижного состава позволили обеспечить регулярность движения: автобусами – 78%, ТТУ – 95,6%, по метрополитену – 99,9%, что позволило с учетом коммерческих перевозок сократить время ожидания общественного транспорта до 3-х минут. За 2005 год силами самих предприятий произведен капитально-восстановительный ремонт 24 трамваев, 32 троллейбусов и 12 автобусов на общую сумму 55 млн. рублей. За счет бюджета города приобретено 2 троллейбуса и 4 троллейбусных кузова. По схеме лизинга приобретено (в том числе для ОАО «АТП №3») 57 автобусов на сумму 96,5 млн.рублей (Для сравнения за 2000-2004г.г. приобретено 22 автобуса по лизингу).

Общее количество перевезенных пассажиров в 2005 году составило 206,7 млн. человек.

Город продолжает выполнять обязательства по социальным перевозкам: ветеранов и пенсионеров по единым социальным проездным билетам, студентов и школьников по льготным «сезонкам» (В 2005 году было реализовано 1150 тыс. социальных проездных билетов, 410 тыс. школьных «сезонок», 434 тыс. студенческих).

Самара, один из немногих городов, распространивших право пользования социальными «сезонками» на дачных маршрутах. В летний сезон 2005 года на  35 специальных дачных маршрутах перевезено более двух миллионов пассажиров (в том числе по социальным «сезонкам» около 1,8 млн.человек).

Наряду с общественным транспортом растет количество легковых и грузовых автомобилей. В 2005 году в городе насчитывалось 309 тысяч автомобилей (в 2000г. – 243,2 тысяч), к 2010 году количество всех видов транспорта достигнет 400 тысяч.

В 2005 году насчитывалось муниципального транспорта 1364 ед. (в 2000 г. –1670 ед.), коммерческого - 2525 ед.
Всего легкового транспорта в 2005 году - 266 тысяч ед., грузового - 43 тысячи ед.
70% автомобилей находится в частной собственности граждан, что подтверждает рост благосостояния населения.

 Рост автомобильного транспорта ведет к снижению пропускной способности городских дорог. Фактическое состояние улично-дорожной сети вызывает необходимость проведения комплексных мероприятий по реконструкции и капитальному ремонту дорог на территории города. Темпы ремонтных работ дорог и других элементов благоустройства за последние 3 года возросли почти в 4 раза и в 2005 году составили 385,3 тыс.кв.м. К 2008 году планируется нарастить объемы ремонтных работ до 600 тыс.кв.м. 
Сравнительные данные по ремонтным работам приведены на диаграмме 19.

Диаграмма 19

Диаграмма19

С увеличением транспортных потоков большинство инженерных сооружений (мостов, путепроводов) также требуют ремонта и реконструкции. В связи с этим планируется расширить мост «Самарский» (проект готов, проходит государственную экспертизу), отремонтировать мосты через р.Татьянку. В 2006 году планируется соединить Московское шоссе и ул.Гагарина, продолжить расширение ул.Ново-Садовой.

Решению транспортной проблемы будет способствовать автомагистраль «Центральная», строительство которой подошло к границам города и в этом году из областного бюджета выделяется 283,4 млн.руб. на продолжение работ.

В рамках благоустройства города будут продолжены работы по ремонту и строительству детских и спортивных площадок, по озеленению и освещению города (в 2005 году отремонтировано 171 и построено 44 детских площадки), (посажено около 4 тыс. деревьев, 7 тыс. кустарников, однолетних и многолетних цветов на площади 26,4 тыс.кв.м., что в среднем на 50% больше, чем в 2004 году, отремонтировано 2,6 тыс. светоточек и заменено около 80 тыс.м кабеля).

В соответствии с планом основных мероприятий по озеленению города Самары «Самара – зеленый город», утвержденным Постановлением Главы города от 09.12.99г. №822, на территории Струковского сада был проведен первый в Поволжье городской фестиваль цветов и городского озеленения, в котором приняли участие более 50-ти предприятий и фирм, работающих в сфере цветоводства, ландшафтного дизайна, озеленения, производства и продажи малых архитектурных форм, садовой мебели и техники. Фестиваль посетило более  15 тыс.  жителей и гостей города.

Предприятиями отрасли благоустройства и жилищно-коммунального хозяйства проводилась работа по обеспечению территории города достаточным количеством урн для сбора мусора (в 2003г. установлено 9,5 тыс.шт., в 2004г. – 8,5 тыс. шт., в 2005г. – 11,5 тыс.шт.).

С целью подготовки к летнему периоду всех очередей пляжей и набережных города, ежегодно проводилась первичная очистка песка после зимнего и  послепаводкового мусора, намыв и планировка песка, обследование акватории пляжа, осуществлялся санитарно-эпидемиологический контроль воды, проводился ремонт и установка пляжного оборудования.  

На реализацию мероприятий «Экология города» в 2005 году израсходовано 21,07 млн.рублей, в том числе из бюджета города – 11,91 млн.рублей.
Регулярно осуществлялось круглосуточное наблюдение за состоянием загрязнения атмосферного воздуха и радиационным фоном.
Оперативно проводились работы по ликвидации загрязнения объектов окружающей среды и мест проживания населения токсичными веществами (ртутью, тетраэтилсвинцом и др.). В 2005 году ликвидировано 22 несанкционированные свалки, с которых вывезено 17,3 тыс.куб.м твердых бытовых отходов.

В МП «Самараводоканал» практически закончены строительные работы сооружений по сгущению и обезвоживанию осадка промывных вод (после фильтров насосно-фильтровальной станции) с сетями водопровода, канализации и технологическими трубопроводами.

С 2005 года в Самаре реализуется областная целевая программа «Обеспечение населения Самарской области питьевой водой» на 2005 –2010 годы, которая на территории города предусматривает мероприятия по реконструкции систем водоснабжения и строительству очистных сооружений.

Ранее на городских канализационных сооружениях Куйбышевского района введена в эксплуатацию станция ультрафиолетового обезвреживания сточных вод с установкой мощностью 50 тыс.куб.м./сутки.

Бюджетом 2006 года предусмотрены средства:

- на проектирование, бурение и обустройство скважин в Красноглинском районе в сумме 5250 тыс.рублей (областной бюджет- 5000 тыс.рублей, 250 тыс.рублей – бюджет гор.округа)
-          на начало работ по установке станций УФ-обеззараживания на НФС-1 и НФС-2 в сумме 5139тыс.рублей (бюджет гор.округа). 

К концу 2005 года жилищный фонд города составил 24 млн.кв.м. Средняя обеспеченность общей площадью на одного жителя составила 20,8 кв.м, что выше среднестатистической по России (18 кв.м). К 2010 году с учетом предполагаемого ввода жилья средняя обеспеченность на 1 человека достигнет 24 кв.м.

В истекшем году основные усилия работников жилищно-коммунального комплекса были направлены на бесперебойное предоставление коммунальных услуг, качественное содержание жилищного фонда, а также обеспечение доступности по стоимости жилищно-коммунальных услуг.

           Бюджетное финансирование позволило сохранить на приемлемом для населения уровне  платежи по содержанию жилья и коммунальные услуги.
 В 2005 году средний уровень платежей граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг составлял менее 90%, что позволило ежемесячно гражданам, проживающим в г.Самаре, платить за жилье меньше, чем в других городах Самарской области.

           По информации областного Департамента ценового регулирования - оплата  жилья и коммунальных услуг (без газоснабжения и электроснабжения) для семьи из 3-х человек, проживающих в 2-х комнатной квартире общей площадью 55 кв.м, в 2005 году составляла: в г.Самара – 1347 рублей, г.Сызрань – 1391 рубль, г.Чапаевск – 1562 рубля, г.Тольятти – 1633 рубля, г.Кинель – 1679 рублей.

           Выделение бюджетных средств позволило гражданам, проживающим в ветхом  и аварийном фонде, оплачивать расходы по содержанию жилья менее 50% от затрат.

           В 2005 году активизировалась работа по ремонту подъездов, отремонтировано 2018 подъездов, что почти в 2,5 раза больше, чем в 2004 году.

Капитальный ремонт жилого фонда за счет средств бюджета произведен на 127,6 млн.рублей. Отремонтированы: кровля на 136 домах, инженерные коммуникации в 99 домах, фасады на площади 4698 кв.м, межпанельные швы длиной 31,2 тыс.п.м, 220 лифтов и другие работы. За счет средств областного и городского бюджетов (17,8 млн.рублей) произведен капитальный ремонт 132 домов ЖСК.

На капитальный ремонт инженерной инфраструктуры израсходованы 44,6 млн.рублей.  За счет этих средств произведен демонтаж мазутного хозяйства котельной 15 квартала в пос.Управленческий, капитально отремонтированы котельные в 3 и 7 кварталах и горячее водоснабжение во 2 и 4 кварталах в пос.Мехзавод.

В целях улучшения качества жилья в 2006 году на ремонтные работы жилого фонда планируется выделить 695,4 млн.рублей, что в 4 раза больше, чем в 2005 году.

С вступлением с 1 января 2006 года Федерального Закона от 30.12.2004г. №210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса» роль органов местного самоуправления в вопросах тарифной политики возрастает.  Взвешенный подход к разработке и утверждению инвестиционных и производственных программ  предприятий коммунального комплекса, как одного из основных направлений в этой работе, позволит перейти к реальному укреплению и наращиванию основных фондов предприятий, входящих в коммунальный комплекс и, как следствие, даст возможность обеспечить население и объекты, строящиеся в городе, необходимыми коммунальными ресурсами. 

Динамично, как и в предыдущие годы, развивались отрасли муниципальной социальной сферы.

Город Самара по праву занимает лидирующее положение в сфере образования среди городов Поволжского Федерального округа и городов Российской Федерации.        Это было отмечено на Международной встрече педагогов городов-партнёров Самары. Работники образования из Гомеля, Волгограда, Астрахани, Перми, Екатеринбурга дали высокую оценку системе подготовки учащихся в образовательных учреждениях, системе дополнительного образования, эффективности реализации городской программы "Дети Самары".

На начало 2006 года в городе действовало 570 учреждений образования, из них 497 муниципальных учреждений с контингентом обучающихся более 136 тыс. человек.

В прошедшем году, как и прежде, приоритетными направлениями в области муниципального образования оставались: дальнейшее сохранение и развитие сети образовательных учреждений, укрепление их материально-технической базы; предоставление качественного и эффективного образования.

На проведение капитального и текущего ремонта 280 образовательных учреждений в 2005 году было направлено 89,6 млн. руб. (с ростом ~ в 2,5 раза к 2004 году); 87 школ получили новую ученическую мебель; 127 школ – современные компьютерные классы (в 3 раза больше, чем в 2004 году); было приобретено спортивное оборудование и инвентарь для 269 образовательных учреждений  (в 2 раза больше, чем в 2004 году).

Уровень подготовки в общеобразовательных лицеях, колледжах и школах города остаётся   высоким    более 42% от всех золотых медалистов области являются выпускниками самарских школ. Численность студентов высших и средних профессиональных учебных заведений (всех форм собственности) растёт с каждым годом: с 119 тыс. человек в 2000 году до 162 тыс. человек в 2005 году.

В 2005 году 20 студентов и молодых учёных за особые успехи в научно-исследовательской деятельности получили премию Главы городского округа Самара.

Этому в первую очередь способствует политика муниципальной власти, направленная на обеспечение формирования интеллектуальных и личностных качеств подрастающего поколения.  В дополнение к региональным стандартам город взял на себя обязательства по финансированию углубленного изучения предметов в школах, гимназиях, лицеях (43 учреждения, контингент – 25 тыс. человек). За счёт средств бюджета города осуществляется функционирование более 270 учреждений системы дополнительного образования (включая подростковые клубы) с охватом 94 тыс. детей (90% от общего количества школьников).

В отчёте Правительства Самарской области за 2005 год прозвучала озабоченность по поводу нехватки управленческих кадров для органов местного самоуправления. В городе Самара решение данной проблемы было предопределено ещё 8 лет назад – созданием Самарского муниципального института управления. За эти годы численность студентов ВУЗа выросла почти   в 9 раз (на начало 2006 года на 7 специальностях обучалось 1 876 человек).

В настоящее время СМИУ является своеобразной лабораторией идей, базовой площадкой для развития новых направлений в науке и практике управления городом; только в этом ВУЗе города осуществляется подготовка специалистов по специальности "земельный кадастр".

Для организации досуга и предупреждения детской беспризорности в городе действует более 700 кружков и секций. Летний отдых был организован  для 83,5 тыс. детей и подростков, что составляет 86% от общего количества школьников. В каникулярное время более 4,6 тысяч детей социально незащищённых категорий приняли участие в различных мероприятиях, фестивалях, городских акциях.

Особое внимание уделяется патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В самарских школах насчитывается более 90 школьных музеев и комнат Боевой и Трудовой Славы; создано 15 военно-патриотических клубов; 17 школ города носят имена почётных людей, из них 12 школ – имена Героев Советского Союза. Музеи боевой славы школ №29, №100, №155, №174 стали лауреатами Всероссийского смотра-конкурса военно-исторических музеев образовательных учреждений, посвящённого 60-летию Великой Победы. Школьники проводят трудовые десанты, на которых обустраивают мемориальные доски – в память о героях войны. С 2003 года восстановлен Пост №1 у Вечного огня и могилы Неизвестного солдата на площади Славы. Особое внимание уделяется патриотическому воспитанию подрастающего поколения. В самарских школах насчитывается более 90 школьных музеев и комнат Боевой и Трудовой Славы; создано 15 военно-патриотических клубов; 17 школ города носят имена почётных людей, из них 12 школ – имена Героев Советского Союза. Музеи боевой славы школ №29, №100, №155, №174 стали лауреатами Всероссийского смотра-конкурса военно-исторических музеев образовательных учреждений, посвящённого 60-летию Великой Победы. Школьники проводят трудовые десанты, на которых обустраивают мемориальные доски – в память о героях войны. С 2003 года восстановлен Пост №1 у Вечного огня и могилы Неизвестного солдата на площади Славы.

Функционирование системы здравоохранения в 2005 году, как и в предыдущие годы, было направлено на повышение доступности и улучшение качества медицинской помощи населению города. По состоянию на 01.01.2006г. в Самаре осуществляли деятельность более 200 лечебно-профилактических учреждений, из них 45 муниципальных.

Основные финансовые потоки в сфере муниципального здравоохранения были направлены на содержание медицинских учреждений, укрепление и модернизацию их материально-технической базы.

На проведение капитального и текущего ремонта учреждений здравоохранения из бюджета города было выделено 41,3 млн. рублей, что в 2 раза больше аналогичных расходов 2004 года; на оснащение специализированным оборудованием – 36 млн. рублей (в 5 раз больше, чем в 2004 году).

Активное участие в реализации областной целевой программы "Развитие и совершенствование материальной базы лечебно-профилактических учреждений области" позволило пополнить парк муниципального учреждения "Станция скорой медицинской помощи" новыми специализированными машинами в количестве 50 единиц.

Наиболее актуальными и приоритетными задачами охраны здоровья населения города являются: улучшение здоровья матери и ребёнка; предупреждение инвалидности детей и младенческой смертности. В 2005 году в рамках реализации областных программ осуществлено: внедрение новых технологий, направленных на раннее выявление и реабилитацию детей с онкологическими и эндокринными заболеваниями (3,3 млн. руб.); приобретение аппарата искусственной вентиляции лёгких для новорождённых в ГБ №1 (0,8 млн. руб.); открытие в детских ЛПУ города центров охраны здоровья подростков (4,2 млн. рублей).

Как и в сфере образования, в здравоохранении города подготовлена определённая база по внедрению национального проекта. В качестве примера можно привести проведённую в городе работу по профилактике заболеваний: начиная с 1999 года, реализуются очень важные городские целевые программы  "Профилактика туберкулёза", "Профилактика вирусного гепатита", финансирование которых осуществляется из бюджета города. Только вакцинация против вирусного гепатита в течение пяти с лишним лет позволила снизить заболеваемость более чем в 30 раз.

Город Самара был и остаётся крупным центром культуры с многовековыми традициями и многообразием культурной жизни. На начало 2006 года сеть учреждений культуры насчитывала более 130 единиц, в том числе 84 – муниципальные (включая районные филиалы библиотек). В 2005 году на территории мегакомплекса "Московский" открылся 6-зальный мультиплекс "Каро Фильм".

Главной задачей в области культуры остаётся сохранение ранее накопленного культурного потенциала, приобщение подрастающего поколения к ценностям отечественной науки и культуры. Наглядным свидетельством тому является открытие в городе муниципального музея "Самара Космическая" и проведённая реконструкция муниципального театра "Камерная сцена", на которую из бюджета города было направлено более 11 млн. рублей.

Наиболее значимыми событиями 2005 года в сфере культуры были празднование 60-летия Победы в Великой Отечественной войне, а также проходившие в Москве Дни культуры Самары. Высокий уровень деятелей культуры и искусства нашего города был отмечен посетителями мероприятий (более 30 тысяч человек), Президентом Фонда славянской письменности и культуры, академиком Клыковым В.М.

На территории города расположены уникальные музейные комплексы, одним из которых является муниципальная Детская картинная галерея, отметившая в 2005 году 15-летний юбилей. В музее регулярно на высоком уровне проходят международные, Всероссийские, городские выставки, фестивали, конкурсы изобразительного искусства. Созданная здесь Международная детская Интернет-галерея признана одной из лучших в России.

С целью стимулирования творческих коллективов, деятелей культуры и искусства Самарской области ежегодно присуждаются Губернские гранты (150 тыс. рублей). В 2005 году муниципальное предприятие "Самарский духовой оркестр" получило Губернский грант на организацию и проведение концертной программы "Виртуозы Самарской губернии". Детские музыкальные школы №10 им. Д.Б.Кабалевского и №5 приняли участие в социально-творческом заказе Министерства культуры и молодёжной политики Самарской области: "Создание музея Д.Б.Кабалевского на базе детской музыкальной школы №10", "Всё громче музыка Победы".

Развитие физической культуры и спорта, в первоочередном порядке, направлено на обеспечение доступности физкультурно-оздоровительных услуг для широкого контингента населения. В настоящее время численность лиц, занимающихся в спортивных секциях и физкультурно-оздоровительных группах, составляет более 143 тыс. человек.

Диаграмма 20

Диаграмма20

За 2005 год в Самаре проведено 305 спортивно-массовых мероприятий по 73 видам спорта (в 2,7 раза  больше, чем в 2004 году) с охватом более 36 тысяч спортсменов различных возрастных групп. Это позволяет на раннем этапе выявить спортивно одарённых детей и подростков, создать им условия для достижения высоких результатов в будущем.

За прошедший год юные спортсмены (воспитанники муниципальных детско-юношеских спортивных школ) на соревнованиях разного уровня завоевали 316 медалей, треть из них – золотых. 27 самарских юношей и девушек стали призёрами первенств мира и Европы в различных возрастных категориях, такие как, например: чемпион мира 2005 года, заслуженный мастер спорта по боксу Александр Алексеев, первая ракетка мира среди юниоров, учащаяся Самарского муниципального спортивного лицея Анастасия Павлюченкова и другие.

В Самаре есть где становиться чемпионом. Основная задача – выявить,  поддержать и распространить передовой опыт работы с детьми в сфере физической культуры, поэтому впервые в 2006 году, помимо традиционной номинации "Учитель года", заявлено проведение состязаний педагогов спортивной направленности.

В настоящее время на территории города действует 1 058 спортивных сооружений различных форм собственности (на 114 больше, чем в 2000 году). В рамках реализации городской программы "Благоустроенный двор" было оборудовано 200 детских и спортивных площадок. Продолжалась реконструкция училища олимпийского резерва, строительство бассейнов к школам города (начиная с 2003 года, введено 3 бассейна; в 2006 году запланирован ввод ещё двух бассейнов).

Основной задачей в области молодёжной политики остаётся формирование у молодых людей гражданской позиции и пропаганда здорового образа жизни.

Охват подростков и молодёжи города разнообразными мероприятиями, проводимыми Комитетом по делам молодёжи, в 2005 году составил более 160 тыс. человек, или около 59% от общей численности молодёжи города (для сравнения: в 2000 году мероприятиями молодёжной политики было охвачено 76 тыс. человек – 26,3% от общей численности молодёжи). (Диаграмма 21)

Диаграмма 21

Диаграмма21


Значительным мероприятием в жизни молодёжи города было проведение Дней Всероссийской студенческой весны 2005 (муниципальный уровень). Число участников данного молодёжного форума составило более 80 тыс. человек. 

Социальная политика, проводимая администрацией городского округа Самара, обеспечивает прежде всего создание эффективной системы оказания гражданам адресной социальной помощи, направленной на предоставление  льгот по содержанию детей в дошкольных образовательных учреждениях (охват более 3,4 тысяч детей), обеспечение бесплатным питанием учащихся общеобразовательных школ из социально незащищённых слоёв населения (7 тысяч человек), оказание помощи малообеспеченным категориям граждан (2,4 тыс. человек).

В рамках Плана городских мероприятий по подготовке и проведению празднования 60-й годовщины Победы и городской целевой программы "Ветераны Самары" были организованы и проведены:

- телефонизация жилых помещений инвалидов и участников ВОВ;

- ремонт квартир инвалидов и участников ВОВ (более 500 квартир на общую сумму 9,4 млн. рублей);

- оздоровление 322 ветеранов.        

В соответствии с федеральным, региональным и местным законодательством в 2005 году предоставлены льготы по оплате жилья и коммунальных услуг 278,3 тысячам человек на сумму 879,3 млн. рублей. На предоставление субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг израсходовано 194,8 млн. рублей.

В целях усиления социальной поддержки населения, расширения социальных гарантий лицам, достигшим пенсионного возраста и не получающим льготы из федерального и регионального бюджетов, произведены ежемесячные выплаты на проезд в городском пассажирском транспорте (более 90 тыс. чел.). На эти цели из бюджета города израсходовано 228,0 млн. рублей. Всем пенсионерам в январе и феврале был сохранён бесплатный проезд в муниципальном транспорте.

В Самаре проживает более 100 тысяч человек с ограниченными возможностями. В целях создания системного подхода к решению проблем данной категории населения, обеспечения им доступной среды жизнедеятельности разработана городская целевая программа "Самара, мы вместе" на 2005-2006 годы. Во исполнение мероприятий программы курс реабилитации в центрах медико-социальной реабилитации прошли 3 151 человек (более 99,6% от числа нуждающихся). В рамках областной программы реабилитации инвалидов данной категории лиц выдано 5 443 единицы технических средств реабилитации на сумму 9,1 млн. рублей.

Активную деятельность по интеграции в городскую среду проводят общественные организации инвалидов. Восемь лет функционирует Самарская городская общественная организация инвалидов-колясочников "Десница". За годы своего существования организацией разработано более 20 социальных проектов, финансирование которых осуществлялось не только отечественными, но и зарубежными Благотворительными Фондами. В 2005 году организация "Десница" стала членом Международного Парламента ассоциаций людей с инвалидностью (г.Бордо, Франция).

26 спортсменов-инвалидов самарских команд "Самарец" и "Волжанин" приняли участие в состоявшейся в сентябре 2005 года в г.Новокуйбышевске
V-Паралимпийской Спартакиаде Самарской области для людей с ограниченными возможностями здоровья. В соревнованиях по лёгкой атлетике три участника коррекционного образовательного учреждения №17 города Самары стали призёрами Первой Всероссийской спартакиады для детей с ограниченными возможностями: две золотые медали завоевала Рамзина Евгения, серебряную медаль – Ионова Анна, бронзовую – Юреев Александр.

Характерным в социальной политике, проводимой администрацией городского округа в 2005 году, является то, что наряду с традиционными формами оказания гражданам адресной социальной помощи внедряются новые  инновационные методы. В рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия" на территории города установлено 5 аппаратно-программных комплексов "Интернет-киоски", позволивших жителям города бесплатно пользоваться выплатной базой данных, интернет-ресурсами,  региональной правовой базой. 

В перспективе основное внимание со стороны администрации городского округа Самара будет, как и ранее, направлено на сохранение и поддержание достойного уровня функционирования учреждений муниципальной социальной сферы:

- укрепление материально-технической базы муниципальных учреждений образования и здравоохранения. На проведение капитального и текущего ремонта вышеназванных учреждений, приобретение оборудования в 2006 году из средств бюджета города планируется направить более 300 млн. рублей, что  на  29% больше, чем в 2005 году;
- дополнительное финансирование учреждений образования, реализующих программы углубленной подготовки учащихся (43 млн. рублей);
-    внедрение инновационных методов социальной поддержки населения
- участие городского округа Самара в реализации федеральных национальных проектов в области образования и здравоохранения, что позволит поддержать развитие первичного звена здравоохранения, повысить заработную плату учителям, врачам и среднему медицинскому персоналу. 

В развитии социальной сферы города определенную роль играет международное сотрудничество. В рамках реализации совместных зарубежных проектов в течение 2005 года муниципальные учреждения социальной сферы  (городская детская клиническая больница №1, дом ребёнка "Малютка", медицинский колледж     им. Н.Ляпиной, детский дом №1) получили гуманитарную помощь из немецкого города Штутгарта на общую сумму 61,6 тыс. евро. В ходе визитов председателя общественной организации "Круг поддержки детей, больных раковыми заболеваниями" (г. Штутгарт) доктора Клауса-Петера Баатца было открыто после ремонта ЛОР-отделение Городской детской клинической больницы №1; обсуждён проект капитального ремонта отделения хирургии данной больницы, запланированного на 2006 год.

В сфере образования группа учащихся гимназии №1 г.Самары посетила гимназию им. Княгини Ольги (г.Штутгарт). В 2006 году в рамках реализации программы "Стипендии для молодых учёных" предполагается организация стажировок в Штутгарте аспирантов университетов Самары.

Группа спортсменок Самарской ДЮСШ олимпийского резерва №5 в июне 2005 года приняла участие в международных соревнованиях по художественной гимнастике на кубок "Импала" в г.Стара Загора. В 2006 году в рамках празднования 420-летнего юбилея Самары планируется проведение товарищеских встреч по футболу и теннису спортсменов-юниоров Самары и Штутгарта.

В сфере культуры и искусства в 2005 году были организованы поездки: в г.Стара Загора художницы Анны Виденской для участия в плэнере "Дружба 2005"; в г.Штутгарт художника Владимира Логутова для проведения выставки современного искусства. В 2006 году в рамках празднования 420-летия Самары в фестивале детского художественного творчества "Волжские узоры" планируется участие детского хореографического ансамбля "Загорка" из г.Стара Загора.

В 2005 году установлено постоянное партнёрство между Самарским медицинским колледжем им. Н.Ляпиной и средними медицинскими учебными заведениями городов-партнёров (Нижний Новгород, Екатеринбург, Волгоград), были организованы стажировки и визиты самарских врачей в города-партнёры.

В мае 2006 года в Нижнем Новгороде предполагается проведение научно-практической конференции "Семья XXI века", участие в которой примут представители Самары. 

В целом Самара обладает значительными преимуществами и возможностями социально-экономического развития, позволяющими преодолеть существующие проблемы. При этом необходима комплексная работа по всем направлениям, позволяющая создать условия для устойчивого экономического развития и достижения высокого качества жизни населения.

В настоящее время в Самаре разрабатываются 2 стратегически важных документа:

·               Стратегический план социально-экономического развития городского округа;

·               Генеральный план городского округа;

Стратегический план социально-экономического развития Самары разрабатывается на период до 2015 года с целью определения приоритетных направлений его развития.   

Разработка стратегии ведется в соответствии с основными направлениями развития Российской Федерации, а также с учетом специфики Самары, ее места и роли в Самарской области и Российской Федерации в целом.

Необходимо отметить, что высокая эффективность планирования социально-экономического развития Самары зависит и от качества градостроительного планирования.

В этом отношении разрабатываемый сегодня Генеральный план городского округа обеспечит гармоничную связь социально-экономического и градостроительного развития. 

Также стратегической задачей в развитии Самары является совершенствование и детализация учета земельных ресурсов городского округа, которая позволит увеличить доходную часть бюджета.

Таким образом, разработка этих важнейших, стратегически значимых документов позволит уже в ближайшей перспективе создать условия для устойчивого экономического роста.     

Обобщая результаты развития города, необходимо отметить некоторые проблемы, на решение которых направлена деятельность Администрации городского округа. 

Наиболее важной проблемой является демографическая ситуация. На сегодня как и во всей Российской Федерации процессы естественного воспроизводства недостаточны. Решению данной проблемы будут способствовать следующие мероприятия:

-реализация национального проекта в области здравоохранения: дополнительная диспансеризация работающего населения, выдача родовых сертификатов, пропаганда здорового образа жизни;
        
-реализация программы "Молодой семье - доступное жилье". 

По уровню средней заработной платы город Самара занимает лидирующие позиции после Москвы и Санкт-Петербурга, однако, на достаточно высоком уровне остается степень дифференциации населения по доходам. Необходимо проводить дальнейшее увеличение заработной платы  низкооплачиваемых категорий работников. Эта проблема в городе решается благодаря совместной работе трехсторонней комиссии. Дальнейшая политика должна быть направлена на снижение численности населения с доходами ниже прожиточного уровня. 

Касаясь жилищного строительства в городе, следует отметить положительные тенденции. В 2005 году  ввод жилья составил 362,4 тыс.кв.м. На перспективу динамика ввода жилья значительно увеличится. Это в большей мере связано с ростом доходов населения и с развитием ипотечного кредитования.

Однако, остается проблема обеспеченности жильем учителей, врачей, работников культуры, которые не в состоянии получить ипотечный кредит в финансовых организациях города из-за высоких ставок по кредиту и жестких условий по высокому критерию уровня доходов заемщика. Для ее решения создан Самарский городской Фонд жилья и ипотеки. Последний будет устанавливать льготные ставки для данной категории граждан. Учредителем Фонда жилья и ипотеки выступила администрация городского округа Самара. 

Необходимо отметить также, что г. Самара имеет большое количество ветхого жилья.

Решению данной проблемы способствует программа "Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в г. Самара". За последнее время в рамках существующих программ переселено из ветхого фонда и обеспечено благоустроенным жильем 335 семей, снесено более 33 тыс.кв.м. ветхого жилья. Предоставлено 108 квартир семьям врачей, учителей, работников культуры и иных бюджетных учреждений. До 2010 года более 4 тысяч семей указанных категорий получат возможность улучшить свои жилищные условия с использованием ипотечных кредитов. 

Остается актуальной проблема пропускной способности улиц из-за роста числа автомобильного транспорта. Фактическое состояние улично-дорожной сети вызывает необходимость проведения комплексных мероприятий по реконструкции и капитальному ремонту дорог на территории города. Темпы ремонтных работ дорог и других элементов благоустройства за последние 3 года возросли почти в 4 раза и в 2005 году составили 385,3 тыс.кв.м. К 2008 году планируется нарастить объемы ремонтных работ до 600 тыс.кв.м.

С увеличением транспортных потоков большинство инженерных сооружений (мостов, путепроводов) также требуют ремонта и реконструкции. В связи с этим планируется расширить мост «Самарский» (проект готов, проходит государственную экспертизу), отремонтировать мосты через р.Татьянку. В 2006 году планируется соединить Московское шоссе и ул.Гагарина, продолжить расширение ул.Ново-Садовой.

Решению транспортной проблемы будет способствовать автомагистраль «Центральная», строительство которой подошло к границам города и в этом году из областного бюджета выделяется 283,4 млн.руб. на продолжение работ. 

Продолжает оставаться сложной ситуация с обновлением подвижного состава, предназначенного для пассажирских перевозок общественным транспортом. Доля транспортных средств со сверхнормативным сроком эксплуатации составляет 82%. Решить эту проблему  призвана действующая в Самаре городская целевая программа "Развитие и модернизация пассажирского транспорта города Самары", нацеленная на модернизацию подвижного состава, оптимизацию структуры парка транспортных средств.

В настоящее время необходимо сохранять и развивать муниципальный транспорт, поскольку это единственный перевозчик льготных категорий граждан. 

На сегодняшний день главным принципом деятельности администрации города в области социальной поддержки является адресный  характер  системы социальной защиты населения, переход от практики дотирования производителей товаров и услуг к адресной помощи  малообеспеченным  жителям города.

В сложившихся условиях деятельность администрации города направлена на решение следующих проблем:

- сохранение и развитие социально-культурной сферы, прежде всего комплекса учреждений, предоставляющих бесплатные услуги, обеспечение их доступности;

- обеспечение адресной социальной защиты малоимущих слоёв населения и групп населения;

- приоритетное инвестирование городских целевых социальных и экологических программ;

- привлечение средств на развитие муниципальной социальной сферы из бюджетов других уровней и внебюджетных источников.

Решение этих проблем будет способствовать повышению уровня жизни населения и осуществлению качественных преобразований в отраслях муниципальной социальной сферы.

 

 

 

 

 

 



Поддержка сайта — Администрация города Самара, 2000–2006
Дизайн и программирование — Вебзавод, 2003–2006.