Стратегия развития Самары






Формирование стратегического плана развития г.Самары

В начале 2005 г. по инициативе администрации городского округа началась разработка стратегического плана социально-экономического развития городского округа Самара на период до 2015г.

Цель проводимой работы – повысить уровень и качество жизни населения  городского округа и обеспечить устойчивое социальное, экономическое и экологическое развитие путем определения приоритетных направлений развития Самары, выявления точек роста местной экономики и сосредоточения на них усилий всех заинтересованных сторон и прежде всего органов государственной власти и местного самоуправления.

 

Что же представляет собой стратегический план развития и каков механизм его разработки и реализации?

В научной литературе существует множество определений процесса стратегического планирования, но наиболее полно его сущность выражает следующее:

- стратегическое планирование – это процесс самостоятельного определения местным сообществом целей и основных направлений устойчивого социально-экономического развития в динамичной и конкурентной среде.  

Таким образом, стратегический план - это инструмент планирования и управления процессом консолидации городского сообщества для преодоления узких мест и активизации потенциала саморазвития городского округа.

Разработка стратегии развития должна быть нацелена на поддержку именно тех видов деятельности, где городской округ обладает хорошим потенциалом развития, а также на определение конкретных задач и мер, выполнение которых позволит полнее реализовать этот потенциал.

Необходимо отметить, что стратегическое планирование не является каким-то обособленным элементом, а входит и дополняет систему городского управления, позволяя органам местного самоуправления принимать эффективные текущие решения с учетом долгосрочных целей.

Так как стратегический план затрагивает все важнейшие сферы жизни общества, а также определяет перспективные направления развития городского округа, в его разработку и реализацию должно быть вовлечено все городское сообщество, т.е. процесс должен быть публичным. 

По своему содержанию процесс стратегического планирования разбивается на ряд этапов и включает в себя анализ текущего состояния социально-экономического развития городского округа, выработку на его основе и с учетом мнения населения, представителей бизнеса, общественных организаций и других заинтересованных сторон приоритетных направлений дальнейшего развития городского округа на ближайшие 5 -10 лет и реализацию намеченных программ и проектов.

Дополняется процесс стратегического планирования механизмами постоянного мониторинга и корректировки стратегического плана.

Почему администрация городского округа выступила инициатором разработки стратегического плана?

Необходимость разработки данного документа обусловлена следующими причинами:

    1.  Стратегическое планирование - признанный в мировой практике инструмент, применяемый для оценки потенциала и перспектив развития территорий. Стратегический план города нацелен на создание условий для перспективного развития территории, принятие текущих решений с учетом стратегических целей;

2.       В условиях коренных социально-экономических преобразований, предполагающих адаптацию структуры города к требованиям рыночной экономики и открытого международного конкурентного рынка, стратегический план является наиболее адекватным инструментом, способным консолидировать усилия администрации и общества для эффективного развития городского пространства;

3.       Разработка стратегического плана способствует укреплению взаимоотношений с общественностью, улучшению имиджа города, создает единый вектор усилий всех активных сил города. В соответствии с международной практикой одним из основных принципов стратегического планирования является участие в определении основных приоритетов развития города не только органов власти, но и представителей предпринимательских кругов, научных учреждений, общественных организаций, средств массовой информации и широких слоев общественности. В отличие от чисто административных документов, стратегический план - результат творческого обсуждения с участием всех заинтересованных сторон, позволяющий соединить знания специалистов в самых разных областях городской жизни, выявить идеи и инициативы, согласовать интересы представителей активной части городского сообщества, добиться общественного согласия по поводу перспектив развития города;

4.       Наличие стратегического плана - обязательное требование, выдвигаемое при реализации крупных инвестиционных проектов с иностранным участием.

Процесс разработки стратегического плана развития городского округа Самара на период до 2015 года.

В 2005 году администрация городского округа Самара приступила к разработке стратегического плана развития Самары на долгосрочную перспективу.

Первоочередной задачей был определен поиск главного разработчика стратегического плана, так как в процессе его создания особо важна научно-методологическая основа. И в этом отношении, администрация городского округа Самара, проанализировав различные варианты, остановилась на сотрудничестве с Лабораторией комплексных региональных исследований института национальной экономики Самарского государственного экономического университета (научный руководитель – Таюнова О.А.), обладающей значительной теоретической базой в области планирования и прогнозирования экономического развития.

Для координации процесса создания стратегического плана и обеспечения взаимодействия администрации городского округа и Самарского государственного экономического университета была создана рабочая группа стратегического планирования во главе с первым заместителем главы администрации городского округа Самара - Мащелкиным А.М.  В качестве структурного подразделения, координирующего данную работу был определен Департамент экономического развития администрации городского округа Самара, во главе с Залесинским Р.Б.

Кроме того, в целях обмена опытом, взаимного сотрудничества в области стратегического планирования устанавливаются деловые контакты с администрациями городов РФ, имеющими опыт организации данной работы.

На первом этапе разработки стратегического плана была организована работа по проведению комплексного анализа социально-экономического развития городского округа Самара за последние 7 лет.  На сегодняшний день в рамках данного этапа подготовлен предварительный отчет с результатами анализа, который раскрывает следующие аспекты развития городского округа Самара за последние годы:

-         демографическая обстановка;

-         основные показатели уровня жизни населения;

-         состояние потребительского рынка;

-         развитие социально-культурных сфер: образования, здравоохранения, культуры и искусства;

-         динамика экономического развития городского округа, в том числе промышленного комплекса, малого бизнеса;

-         основные показатели инвестиционной привлекательности городского округа;

-         показатели инновационного развития экономики Самары;

-         состояние дорожно-транспортной инфраструктуры городского округа;

-         система обращения с отходами производства и потребления.

Кроме того, ведутся исследования состояния земельно-имущественного комплекса городского округа, градостроительных аспектов развития, состояния жилищно-коммунального хозяйства, экологической ситуации, имиджа городского округа и социальных факторов его развития. Именно результаты всестороннего факторного анализа и станут отправной точкой в определении целей и направлений дальнейшего развития городского округа Самара.

Безусловно, важным направлением работы администрация городского округа определила вовлечение в процесс разработки и дальнейшей реализации стратегического плана населения и средств массовой информации, так как только прямое обращение к городскому сообществу, учет общественного мнения, вовлечение всех активных сил в дискуссию может привести к выбору эффективных решений. При этом, говоря об общественном мнении, следует иметь в виду не только население городского округа в целом, но и отдельные социальные группы и общности.

На сегодняшний день, в рамках работы по вовлечению городского сообщества в данный процесс проведены опросы жителей по специально разработанным анкетам с целью выявления общественной оценки современного социально-экономического развития городского округа и деятельности местных властей. Результаты проведенных опросов будут использоваться в дальнейшем, при выработке приоритетных направлений развития городского округа. 

В рамках начала следующего этапа – определения целей и направлений перспективного развития городского округа, в конце марта 2006 года будет проведена общегородская конференция с участием общественных организаций, ведущих ученых, представителей бизнеса и власти, на которой будут обсуждаться выявленные проблемы в развитии городского округа, а также главная цель и дальнейшие направления его развития.

На данный момент, по результатам проведенного анализа разработчиком предложены следующие основные цели и направления развития городского округа.

Цели:

1.       Высокий человеческий потенциал и качество жизни;

2.       Развитая мобильная экономика;

3.       Комфортная городская среда.

Стратегические направления развития городского округа Самара:

1.       Сохранение и развитие человеческого потенциала;

2.       Реструктуризация экономики города;

3.       Устойчивое функционирование городского хозяйства и дорожно-транспортной инфраструктуры;

4.       Развитие рынка товаров и услуг;

5.       Охрана окружающей среды и развитие экологической культуры;

6.      Пространственное развитие городского округа с учетов разрабатываемого Генерального плана городского округа;

7.       Современное жилищное строительство и обеспечение населения доступным жильем;

8.       Развитие гражданского общества и местного самоуправления.

Администрация городского округа Самара готова рассмотреть предложения заинтересованных лиц по вопросам организации процесса стратегического планирования в городском округе Самара, а также участия в формировании стратегических целей и направлений развития Самары.

С предложениями следует обращаться:

1. В Департамент экономического развития администрации городского округа по тел. 333-34-11, 333-68-38, 332-81-14 или направлять свои предложения на адрес электронной почты: def07@samadm.ru;

2. В лабораторию комплексных региональных исследований института национальной экономики Самарского государственного экономического университета по тел. 264-29-81, 264-29-82.


Поддержка сайта — Администрация города Самара, 2000–2006
Дизайн и программирование — Вебзавод, 2003–2006.