Экономика






Малый бизнес

По состоянию на 1 января 2006 года в городском округе зарегистрировано порядка 18 тыс. предприятий малого бизнеса (МП), что составляет более 60% от числа малых предприятий Самарской области. За период с 2000 по 2005г. количество малых предприятий в Самаре увеличилось почти на 30%.

рис2

Отраслевая структура предприятий малого бизнеса в 2005 году

рис2

 

За последние годы коренным образом изменилась структура малого бизнеса в сторону увеличения промышленных предприятий, оказывающих услуги транспорта и связи, бытовые услуги населению. Появились новые виды услуг, предоставляемых предприятиями малого бизнеса. Это предприятия, занимающиеся операциями с недвижимым имуществом и информационными технологиями, арендой, аудитом. Возросло количество физкультурно-оздоровительных клубов (49 МП), парикмахерских и салонов красоты (350 МП), обучающих центров различной направленности.

Для характеристики развития малого бизнеса применяется показатель – количество малых предприятий на 1000 жителей. В Самаре данный показатель на конец 2005 года составил 16 МП на 1000 жителей города, в Самарской области – 9, в ПФО - 5, в среднем по России - 6.

В 2004 году малыми предприятиями было произведено продукции, товаров, работ и услуг более, чем на 40 млрд.рублей. По сравнению с 2000 годом данный показатель увеличился в 3,5 раза. В 2005 году было отгружено продукции, товаров и оказано услуг на сумму порядка 50 млрд. рублей, что составляет 17% от общего объема отгруженных товаров предприятиями всех отраслей экономики городского округа.

рис3

В настоящее время в этой сфере работает порядка 130 тыс. человек или 20% всех занятых в экономике жителей Самары.

Кроме того, в малом бизнесе занято порядка 18 тыс. индивидуальных предпринимателей.

 По данным регистрации 83% предпринимателей занято оптовой и розничной торговлей, ремонтом автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования, 5,5% - оказанием транспортных услуг.

Развитие малого предпринимательства оказывает значительное влияние на темпы социально-экономического развития территории.

Для малообеспеченных (в первую очередь пенсионеров и инвалидов) малый бизнес позволяет найти работу по своим силам (с неполным рабочим днем и свободным графиком работы). Более 14 тысяч самарцев работают в малом бизнесе на условиях частичной занятости, то есть по совместительству или по договорам гражданско-правового характера.

 Наиболее предпочтительными секторами экономики для малого бизнеса являются торговля, общественное питание и сфера сервиса, так как здесь быстро окупаются вложенные средства и с наименьшим риском.

рис4

За период с 2000 по 2005 год количество предприятий розничной торговли увеличилось на 670 единиц. Основная тенденция развития сферы розничной торговли в этот период – открытие сетевых супермаркетов, которые являются субъектами малого предпринимательства. Наиболее широко представлены в Самаре сети магазинов «Самарапродукт», «Магнит», магазины "Пятерочка», «Ассорти», «Остап» и другие.

Предполагается, что в будущем, в связи с реконструкцией и строительством новых торговых площадей в Самаре, продолжится развитие сети, так называемых, «удобных магазинов», расположенных в радиусе территориальной и пешеходной доступности населения и торгующих широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров.

В ближайшие годы «сетевики» планируют открытие как минимум 22 магазинов, относящихся к сфере малого бизнеса, которые предоставят новые рабочие места.

На начало 2006 года стационарная сеть общественного питания составляет 997 предприятий на почти 70 тысяч посадочных мест. Сеть временных предприятий быстрого обслуживания составляет около 200 торговых объектов. За период с 2000г. по 2005г. в Самаре прирост сети в среднем за год составил 50 предприятий, являющихся малыми, в основном за счет открытия ресторанов с национальной кухней (японской, аргентинской, китайской, итальянской, мексиканской и др.), а также кафе, баров и других объектов.

На период до 2015 года частными предпринимателями планируется к открытию около 400 предприятий общественного питания на 15 тысяч посадочных мест. Размещение предприятий планируется в местах массового пребывания жителей города: в торговых центрах; зрелищных и спортивных учреждениях, на вокзалах центральных площадях и т.п.

Сфера бытового обслуживания – это та ниша в экономике городского округа, которая в основном представлена предприятиями малого бизнеса и индивидуальными предпринимателями. На конец 2005 года общее количество объектов бытового обслуживания составило 1617 единиц, в том числе:

-парикмахерских и салонов красоты – порядка 350 единиц;
            
-фотосалонов – порядка 50 единиц;
           
-16 салонов проката различных бытовых предметов и видео;
           
-порядка 40 приемных пунктов  химчисток;
            -около 400 объектов автосервиса и автостоянок общего пользования.

Только в 2005 году открыто  179 новых  объектов бытового обслуживания и создано более 500 рабочих мест.

В прошедшем году оказано бытовых услуг населению на сумму 3400 млн.руб. По сравнению с 2000 годом показатели возросли соответственно: в 2 раза – увеличилось количество объектов, объем услуг возрос в 3 раза.

В перспективе необходимо открывать новые объекты по ремонту мелкой бытовой техники (ремонт пылесосов, миксеров, электробритв и др.) по принципу «у дома». Так же и развитие сети химчисток возможно лишь путём открытия приёмных пунктов при торговых центрах, магазинах промышленных товаров. Такой выход из ситуации уже нашёл своё применение на рынке услуг Самары в лице центра «Терем».

Основными источниками финансовых ресурсов малого бизнеса являются прибыль предприятий и личные сбережения учредителей. Кредиты банков, инвестиции из другого бизнеса, привлечение новых партнеров используют не более 10% малых предприятий.

85% малых предприятий Самары являются прибыльными. Основное направление полученной прибыли – инвестиции на развитие своего бизнеса. В 2005 малыми предприятиями было направлено порядка 900 млн. рублей инвестиций в основной капитал (в части новых и приобретенных по импорту основных средств), что на 11% больше, чем за 2004 год.

Администрация городского округа Самара постоянно уделяет внимание поддержке развития малого предпринимательства как одной из важнейших составных частей экономической политики. Для взаимодействия предпринимателей и администрации городского округа, более эффективной поддержки малого бизнеса при Главе городского округа Самара создан общественный Совет по развитию малого предпринимательства. Работа Совета основана на деятельности отраслевых комиссий, в том числе по оптовой и розничной торговле, производству, строительству, общественному питанию. Во всех районах образованы районные Советы по развитию предпринимательства.

Муниципальную политику в сфере малого бизнеса координирует созданный городскими властями в 1998 году Центр развития и поддержки малого предпринимательства.

 



Поддержка сайта — Администрация города Самара, 2000–2006
Дизайн и программирование — Вебзавод, 2003–2006.