Прогноз социально-экономического развития городского округа Самара разработан в соответствии со сценарными условиями функционирования экономики Российской Федерации и Самарской области, с учетом особенностей и внутренних возможностей городского округа и предусматривает реализацию задач, поставленных Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному собранию Российской Федерации.
Развитие экономики городского округа в среднесрочной перспективе определяется внешними и внутренними условиями и факторами.
В прогнозируемом периоде определяющее воздействие на экономику городского округа будут оказывать следующие внешние факторы: состояние мировой и российской экономики, инфляционные процессы, тарифная политика естественных монополий, изменения в налоговом законодательстве, возможное вступление России в ВТО, спрос на продукцию самарских предприятий на внутреннем и внешнем рынках, и др.
К внутренним факторам, определяющим основные тенденции и целевые параметры развития экономики городского округа, относятся: демографическая ситуация, состояние трудовых ресурсов, сложившаяся производственная специализация экономики, эффективное использование производственного и научно-технического потенциала, природных ресурсов, создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности, роста материального благосостояния населения, расширения внутреннего спроса и емкости внутреннего рынка и др.
В соответствии со сценарными условиями прогноз разработан в 2-х вариантах.
Первый вариант – предусматривает инерционную динамику развития экономики и предполагает менее благоприятное развитие внешних и внутренних факторов.
Второй вариант ориентирован на инновационный путь развития и основывается на повышении конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности городского округа, позитивном развитии торгово-экономического и политического сотрудничества и преобладании положительных факторов в социально-экономических процессах
Показатель инфляции имеет целевой характер, достижение которого будет обеспечиваться комплексом согласованных мер в области денежно-кредитной, бюджетной, тарифной, налоговой, валютной, структурной и социальной политики Правительства РФ и Центрального банка России. По обоим вариантам прогноза предполагается последовательное снижение темпов инфляции с 112,7% в 2004 году до 110% в 2005 году, 108% в 2006 году и до 105,5% к 2008 году (декабрь к декабрю).
Прогнозируется положительная динамика темпов роста промышленности. Этому будет способствовать осуществление мер, направленных на развитие промышленного комплекса городского округа: модернизация производств, повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, обеспечение условий для привлечения инвестиций в промышленность городского округа.
В 2006 году прирост промышленного производства составит 3,9% по первому варианту и 5,2% - по второму варианту. В 2007 году по первому варианту объемы промышленного производства останутся на уровне 2006 года, а в 2008 году – прирост составит 0,8%. По второму варианту в 2007- 2008 годах ожидается прирост объемов промышленного производства на 1,0% и 1,9%, соответственно.
Инвестиционная деятельность будет складываться под влиянием как внешних, так и внутренних факторов. Рост объемов инвестиций в основной капитал в условиях первого варианта в 2006 году составит 108,4,0% к предыдущему году, в 2007 году – 104,0% и в 2008 году – 103,2%. В целом по данному варианту прогноза за период 2005-2008 годов прирост объема инвестиций в основной капитал составит 15,6%.
По второму варианту прогноза в 2006 году прогнозируется прирост объема капитальных вложений на 8,6% по сравнению с 2005 годом, в 2007 году - на 6,2%, в 2008 году - на 6%.
Одним из главных направлений инвестиционной политики остается жилищная политика. Её ключевой элемент – сочетание рыночных механизмов и адресной государственной поддержки населения, в т.ч. развитие системы долгосрочного жилищного кредитования, а также реализация целевых программ по обеспечению жильем отдельных категорий граждан (молодых семей, работников бюджетной сферы и т.д.)
В 2006-2008 годы, прогнозируется рост ввода жилья: по первому варианту – от 290 тыс.кв. м. до 302 тыс.кв.м общей площади; по второму варианту – от 293,5 тыс.кв.м. до 308 тыс.кв.м. Темп роста жилищного строительства за прогнозируемый период составит: по первому варианту 104,1%, по второму варианту – 104,9%.
Росту заработной платы в 2006-2008 годах будут способствовать: стабильные темпы экономического роста, развитие промышленности и других отраслей экономики, принимаемые меры по поэтапному увеличению минимального размера оплаты труда.
В 2006 году размер среднемесячной заработной платы по первому варианту прогноза увеличится на 19%, по второму варианту – на 22%. В целом за прогнозируемый период прирост среднемесячной заработной платы составит: по первому варианту - 33,4%, по второму варианту – 36%.
Рост реальных денежных доходов и покупательного спроса населения, усиление конкуренции в сфере предложения товаров и услуг будут способствовать динамичному развитию потребительского рынка в среднесрочной перспективе.
Предполагается дальнейшее усиление позиций организованного рынка (торгующих организаций), потребительские предпочтения будут смещаться в сторону магазинных форм продаж за счет сокращения объемов покупок на вещевых, смешанных и продовольственных рынках.
В прогнозируемом периоде сохранится высокая динамика оборота розничной торговли. В 2006 году по первому варианту он прогнозируется с ростом в физическом объеме к 2005 году на 8%, по второму варианту – на 9%.
С учетом тенденций потребительского спроса в 2006 году прирост объема платных услуг населению в сопоставимых ценах составит по первому варианту прогноза 5%, по второму – 7%.
В развитии демографических процессов сохранятся как положительные, так и негативные тенденции.
В 2006-2008 годах прогнозируется дальнейшее сокращение численности населения городского округа, однако, темпы снижения несколько замедлятся. Естественная убыль населения в результате роста годового числа родившихся и некоторого снижения числа умерших будет последовательно уменьшаться с 7,7 тыс. человек в 2006 году до 7,5 в 2007 году и до 6,9 тыс. человек в 2008 году.
Среднегодовая численность населения в 2006 году составит 1135,3 -1135,7 тыс. человек, в 2007 году – 1124,8 - 1126,0 тыс. человек, в 2008 году – 1114,7 - 1116,8 тыс. человек (в зависимости от варианта прогноза).
С демографической ситуацией непосредственно связано положение на рынке труда. За 2006-2008 годы ожидается снижение численности занятых в экономике городского округа на 0,9%. Численность безработных значительно не изменится, уровень зарегистрированной безработицы в течение прогнозного периода сохранится в размере 0,6% от численности трудоспособного населения.
Прогнозируемый экономический рост, рост реальных денежных доходов населения создадут условия для позитивных изменений в социальной сфере. Развитие сферы социальных услуг, в том числе социальной защиты населения, на основе адресных принципов поддержки и стимулирования спроса позволит обеспечить более высокие стандарты жизни и потребления.
Важнейшим фактором развития городского округа на прогнозируемый период станет реформа местного самоуправления в рамках Федерального Закона от 06.10.03 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Предполагается сформировать нормативную правовую базу по организации системы местного самоуправления в соответствии с нормами федерального закона.
Реформирование системы местного самоуправления в прогнозируемом периоде, наряду с общеэкономическими факторами, окажет существенное влияние на различные аспекты социально-экономического развития городского округа.
Основные направления экономической политики администрации
городского округа на 2006-2008 годы
Исходя из анализа факторов и проблем экономического развития в прошедшем периоде, и с целью создания условий для стабильного развития городского округа на долгосрочный период, основными направлениями социально-экономической политики администрации городского округа на период 2006-2008 годах будут являться:
- разработка Стратегического плана социально-экономического развития городского округа Самара на период до 2015 года;
- разработка Генерального плана городского округа;
- совершенствование бюджетного процесса, повышение эффективности использования бюджетных средств, обеспечение социальной ориентации бюджета городского округа;
- повышение эффективности и надежности работы жилищно-коммунального хозяйства;
- сохранение и развитие социально-культурной сферы городского округа, обеспечение доступности базовых социальных услуг;
- обеспечение мер социальной защиты населения, усиление её адресного характера;
- разработка и реализация городских целевых программ по наиболее важным направлениям развития городского округа;
- расширение взаимовыгодного сотрудничества на межрегиональном и международном уровнях.
Главной целью в сфере материального производства является реализация промышленной политики, направленной на стимулирование ускоренного развития приоритетных и перспективных отраслей экономики городского округа, расширение межрегиональной и внутриобластной кооперации, повышение инновационной активности промышленных предприятий.
Основная задача инвестиционной политики в предстоящем периоде заключается в улучшении благоприятного предпринимательского и инвестиционного климата с целью сохранения сложившейся положительной динамики объемов инвестиций в реальном секторе экономики.
В условиях повышения роли органов местного самоуправления в обеспечении благоприятной среды жизнедеятельности населения муниципального образования особое внимание в прогнозируемом периоде будет уделено продолжению реформы жилищно-коммунального хозяйства и реализации основных направлений жилищной политики.
Реализация поставленных задач, поддержание достаточных темпов роста для устойчивого экономического развития на основе повышения эффективности и конкурентоспособности экономики городского округа, позволит создать необходимые условия для повышения уровня и качества жизни населения.