Гости выставки:
· Руководитель Управления по вопросам культуры и организации досуга населения Анастасия Кагирова;
· Директор СОИКМ им. П.В. Алабина Людмила Кузнецова;
· Директор самарского литературно-мемориального музея им. М. Горького Андрей Романов;
· Декан кафедры ИЗО СГПУ Юрий Филлипов;
· Директор СХУ им. К.П. Петрова-Водкина Галина Мисюк.
СПРАВКА:
Земли самарского "графства" знаменитых в XVIII в. пятерых братьев Орловых - Усольская вотчина - в конце века стали принадлежать младшему из них - Владимиру Григорьевичу Орлову (1743-1831). После него в результате сложных наследных условий огромную вотчину унаследовал внук - Владимир Петрович Давыдов (1809-1882) - сын его дочери Натальи. Но только в 1856 г., когда не осталось никого из рода Орловых, ему и его потомству было Высочайше разрешено называться "его сиятельство граф Орлов-Давыдов ".
Тогда же, видимо, он приказал изготовить 33 гербовых щита, отразивших все княжеские и графские роды, русские и зарубежные, пересекшиеся с родом Орловых, Давыдовых и Барятинских. После революции они со всеми остальными предметами из усольской усадьбы попали в сызранский краеведческий музей, который предоставил их детской картинной галерее на временную выставку. А оставшуюся часть их коллекции перевезли в Куйбышев в 1950-е гг. сотрудники краеведческого музея: и эта часть усольского собрания представлена на выставке.
Главная резиденция Орловых в Самарской Луке - село Усолье располагалось на Волге, напротив Ставрополя. В 1812 г., во время сильного пожара, сгорели все село и старый графский дворец. По распоряжению графа В.Г. Орлова новый регулярный проект села Усолья с усадьбой и парком составил его уроженец, крепостной архитектор Христофор Иванович Сахаров (Шмит). Комплекс зданий графского дворца с флигелями был спроектирован двумя архитекторами - Х.И. Сахаровым (Шмитом) и А. Цукановым при участии известного московского архитектора Демен-тия Ивановича Жилярди. К 1834 г. уже были возведены кирпичные дворец и ряд служб, 2-х этажный дом управляющего и контора в 3 этажа с мезонином. Хозяйственные постройки в «кирпичном стиле» по своим проектам построил санкт-петербургский архитектор Гедике. В 1836 г. в Усолье был приглашен садовник Шомре, который посадил фруктовый сад и разбил парк. Отстроенное после пожара село находилось ниже графского имения, на берегу Волги. В настоящее время оно покоится на дне Жигулевского моря. Там же остались собор и церковь, построенные в 1818 гг. по проекту архитектора Христофора Сахарова (Шмита).
В усадьбе главенствовали орлы - символ графов Орловых. Их герб с орлами или отдельное изображение орлов присутствовали буквально на каждом шагу: на мебели, на стенах главного дома. На чугунных воротах парка еще лет 35 назад были украшения в виде лошадиных голов - это еще одно увлечение братьев Орловых, один из которых - Алексей, как известно, вывел знаменитую "орловскую" породу лошадей. В Усолье сохранился большой хозяйственный двор, на котором главное место занимают многочисленные благоустроенные конюшни с подведенной к ним водой; были также столовая для наемных рабочих и даже собственная тюрьма.
В молодости Владимир Петрович редко бывал в Усолье. Впервые на сравнительно длительное время он приехал сюда в 1832 г., после женитьбы на восемнадцатилетней Ольге Ивановне Барятинской (1814-1876) - дочери князя И.И. Барятинского - одного из самых влиятельных и богатых людей России. В их семье появились дети: 3 дочери и 3 сына, которые и унаследовали впоследствии майорат Орловых-Давыдовых и владевшие им до революции 1917 г.
В усадьбе были коллекции картин, оружия, гербов, хорошая библиотека. Портретная галерея отражает, в основном, людей, близких В.П. и О.И. Орловым-Давыдовым - больше всего в ней членов семьи князей Барятинских, а также предков - братьев Орловых.
На выставке, открывшейся в ММДКГ, наглядно представлены не только сами гербы и портреты людей, имеющих к ним прямое отношение, но и наглядно рассказывается о сложной науке - геральдике. Схемы и рисунки помогут маленьким зрителям понять, для чего герб нужен, из каких частей он состоит, как называются его детали, кто в России был первым гербовым мастером - герольдмейстером. Эксклюзивные куклы, изготовленные О.А. Бакановой с портретов Орловых-Давыдовых и Барятинских, помогут зрителям как бы воочию увидеть бывших владельцев Самарской Луки.