Департамент потребительского рынка и услуг
Администрации городского округа Самара информирует население о применении специальных правовых норм российского законодательства при приобретении товаров дистанционным способом продажи
Для российского потребителя дистанционная форма продаж – явление относительно новое. Ее особенность состоит в невозможности непосредственного ознакомления потребителя с товаром при заключении договора купли-продажи. Потребитель приобретает товар лишь на основании ознакомления с предложенным продавцом описанием товара, содержащимся в каталогах, буклетах, проспектах, фотоснимках, посредством телевизионной, почтовой, радиосвязи. Потребитель, зная о такой возможности, в большинстве случаев не решается воспользоваться данной формой продаж, боясь стать жертвой недобросовестного «продавца». Условия таких продаж, распространяемых продавцами, как правило, по рекламе с предложением о заключении договора купли-продажи того или иного товара, очень запутаны, излагаются двусмысленно, вводят в заблуждение относительно потребительских свойств и качества товара, а иногда являются просто обманом.
Как показывает практика, наибольший процент обращений потребителей, воспользовавшихся услугами дистанционной формы продажи, приходится на отсутствие информации о товарах, заказываемых по каталогам, теле-радиорекламе, что приводит к приобретению товаров, не обладающих необходимыми для потребителей свойствами. Имеют место факты введения потребителя в заблуждение относительно потребительских свойств товаров медицинского назначения, таких как тонометры, различные массажеры, биологически-активные добавки к пище, которые, как правило, доставляются непосредственно потребителю. В большинстве случаев покупателями становятся пожилые и доверчивые люди.
В свою очередь, покупки через Интернет, по каталогам обладают и соответствующими преимуществами, одним из которых является цена товара. К примеру, обращаясь на сайт производителя товара или оформляя заказ по каталогу, потребитель получает возможность приобрести выбранный товар по более низкой цене производителя, исключая торговые надбавки, устанавливаемые в стационарном магазине. Положительным фактором является доставка товаров. В срок, оговоренный сторонами, независимо от того, крупногабаритная это техника или же книга, товары доставляются в удобное для потребителя место. Доставка является дополнительной услугой: продавец может потребовать возмещения стоимости как курьерской, так и почтовой доставки.
Правоотношения, возникающие между потребителем и «продавцом» при дистанционной форме продажи обладают определённой спецификой и требуют применения специальных правовых норм.
Ст. 26.1 «Дистанционный способ продажи товара» закона РФ «О защите прав потребителей» призвана упорядочить соответствующие отношения между продавцом и покупателем, обеспечить защиту потребителю путем возложения на хозяйствующего субъекта дополнительных обязательств.
Исходя из положений п. 2 ст. 26.1 «продавец» до заключения договора обязан предоставить информацию об основных потребительских свойствах товара, о месте нахождения, наименовании продавца, месте изготовления товара, об условиях приобретения товара, цене, доставки, порядке оплаты, сроках действия предложения о заключении договора. Данная информация должна быть достоверной и исключать возможность введения потребителя в заблуждение.
В момент доставки товара покупателю в письменной форме должен быть предоставлен объём информации, предусмотренной, ст. 10 Закона РФ «О защите прав потребителей», а также информация о порядке и сроках возврата товара. При дистанционном способе продажи покупатель может отказаться от товара в любой момент до его передачи или в течение 7 дней после передачи. Срок увеличивается до 3-х месяцев, если в письменной форме в момент доставки товара сроки не были оговорены.
В соответствии с законодательством потребитель имеет право отказаться от товара, если возвращаемый товар не был в употреблении, сохранены его потребительские свойства, товарный вид, ярлыки. При отсутствии документов, подтверждающих факт и условия приобретения товара, потребитель имеет право ссылаться на свидетельские показания. Следует отметить, что отказ от товара надлежащего качества невозможен в том случае, если товар имеет индивидуально-определённые свойства (товаром может пользоваться именно приобретающий его покупатель).
Законом установлен десятидневный срок возврата потребителю денежных средств, уплаченных по договору. Из данной суммы продавец имеет право вычесть свои расходы на доставку возвращаемого от потребителя товара.
В случае, когда купленный при дистанционной форме продажи товар оказался ненадлежащего качества, потребитель может воспользоваться правами, предоставленными ему ст. ст. 18-24 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Отсутствие информации предусмотренной Законом является основанием для привлечения «продавца» к административной ответственности согласно ст. 14.8 КоАП РФ.
Сведения, предусмотренные ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» являются существенными условиями для заключения договора купли-продажи при дистанционной форме продажи. С учетом положений ст. 437 ГК РФ предложения, адресованные неопределенному кругу лиц, следует рассматривать как публичную оферту, принятие которой создаёт договор и порождает обязанность его исполнения.
Принимая решение о заключении договора купли-продажи, необходимо ориентироваться на известных изготовителей и продавцов. При возникновении сомнений желательно проверить регистрацию продавца в государственном реестре юридических лиц. При отсутствии объема информации, предусмотренного Законом, потребитель может отказаться от заключения договора, дабы не стать жертвой мошенников.